В 2026 году россиянам снова придется учитывать налог на процентный доход по банковским вкладам. НДФЛ начисляется не со всей суммы процентов, а только с той части, которая превышает необлагаемый лимит. На данный момент для доходов за 2026 год он составляет ₽160 тыс. Максимальная ключевая ставка на начало месяца была 16%, поэтому именно эта величина пока используется в расчете: ₽1 млн × 16%. Окончательный лимит станет известен после завершения года.
Налог распространяется не только на обычные срочные вклады. В расчет также попадают проценты по накопительным и карточным счетам, а доходы по разным счетам в российских банках суммируются. Налог возникает только с суммы превышения необлагаемого дохода.
Например, если за год вклад принес ₽260 тыс. процентов, а необлагаемый лимит составил ₽160 тыс., НДФЛ придется заплатить с ₽100 тыс. Доход по валютным вкладам также учитывается: проценты пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ на дату их фактической выплаты.
При этом для некоторых доходов налог не применяется. В частности, не облагаются проценты по вкладам со ставкой не более 1% годовых и доходы по счетам эскроу. Отдельных налоговых льгот для пенсионеров сейчас также нет.
Рассчитывает налог ФНС на основании сведений, которые банки передают налоговой службе. Подавать декларацию самостоятельно не требуется. За доход, полученный в 2026 году, налог нужно будет уплатить до 1 декабря 2027 года. Уведомление с суммой ФНС направит в личный кабинет налогоплательщика, а для зарегистрированных пользователей также через «Госуслуги».
Отдельные правила действуют для длинных вкладов сроком более 15 месяцев. Неиспользованный необлагаемый лимит за предыдущий налоговый период может быть перенесен и использован позднее.
С 2027 года порядок налогообложения могут изменить. Законопроект Минфина предусматривает, что банки станут налоговыми агентами и будут удерживать НДФЛ непосредственно при выплате процентов. После окончания года ФНС сможет дополнительно пересчитать налог с учетом доходов по вкладам во всех банках. Пока эти изменения не вступили в силу.